Добавить в избранное





Россияне научат людей летать как птицы


Работу "первенца" - программы прогнозирования авиаперевозок нам продемонстрировал студент факультета математики МГУ имени Ломоносова Никита Багров. На большом плоском мониторе мы видим карту России, исчерченную наложенными приятель на друга линиями, обозначающими траекторию полетов. Проведя мышкой в области календаря, разрешено остановить свой выбор год - и увидишь как изменится интенсивность и потоки авиаперевозок. Прогноз дается вплоть до 2050 года.

"В программу заложены уймище критериев, влияющих на интенсивность авиаперевозок, - поясняет младой математик Никита. - Начиная от экономических статистических данных, демографических, завершая разными госпрограммами в области развития и стимулирования авиационной и других отрасли. Данные Росстата мы длительно уточняли, запрашивая сведения из регионов. Как правило, они отличаются".

Поскольку критериев, влияющих на цифра авиаперевозок великое множество, то для их обработки и подсчета понадобился бы суперкомпьютер. А оттого что такового в распоряжении лаборатории нет, наши исследователи использовали перспективную нынче модель поведения стаи птиц. Птицы в отличие, например, от рыб, не сталкиваются между собой в стае более того при сложных и резких маневрах. Но некогда чем сбиться в стаю (и это аккурат в текущее время мы можем наблюдать), птицы обучаются мелкими группами держаться сообща в воздухе. И уже позже коллективное бессознательное безупречно регулирует всю стаю. В основе этой модели - принцип нейронной обучаемости, то есть ненастоящий интеллект.

В программу, кстати, закладывались три варианта прогноза социально-экономического развития страны - инновационный, сырьевой и форсированный сценарии. Именно потому результаты, которые показывает демоверсия, нерепрезентативны.

"Программа учитывает все варианты и факторы в прошлом, начиная с развития авиации, но работает со статистикой начиная с 1962 года, - пояснил "Эксперт Online" соучредитель компании "Вектор Эн Джи Рус", бывший гендиректор авиакомпании "Дикси" Николай Никифоров. - В итоге мы получаем модель, которая дает наиболее точный на данный миг в мире прогноз".

Минтранс будет применять эту программу для прогнозирования количества воздушных судов, которые понадобятся в долгосрочной перспективе для нужд гражданской авиации. Но для Минтранса МГУ дал программу бесплатно. Теперь фирма "Вектор Эн Джи Рус", которая профинансировала разработку без малого на 0,5 млн долларов, намерена сбывать программный продукт авиакомпаниям, аэропортам. Есть кроме того запросы и от банков, которым также интересен прогноз развития авиаперевозок. Стоит единственный пакетик программы недешево - до 1 млн долларов.

Вперед, в будущее

Представляя свою программу прогнозирования на авиасалоне МАКС-2013, исследователи получили новую идею применения моделирования полета стаи птиц.

"Известный индустриальный дизайнер Владимир Пирожков, изучив сущность программы, сказал: а можете ли вы смоделировать совместные полеты летательных аппаратов", - вспоминает Николай Никифоров. - И мы подумали, зачем и нет. Никто в мире ещё такого не делал".

В итоге в настоящий момент группа за наш счет финансирует создание 3-D модели процессов совместного полета летательных аппаратов. Она тоже будет основана на моделировании полета птиц и нейронном обучении машины. Речь идет о создаваемых в развитых странах "летающих автомобилях", или частных и общественных малометражных воздушных аппаратов. Предполагается, что лет посредством десять-двадцать их будет заделываться все больше, и тогда понадобится единая диспетчерская организация управления, без которой полеты будут нетрудно невозможны. Она будет контролировать правильные взлет-посадку, просчитывать и регулировать прохождение по узким коридорам и, конечно, общий полет десятков аппаратов, выход каждого из потока и многое другое.

"Конечно, мы понимаем, что это занятие отдаленного будущего, - говорит Николай Никифоров. - Но речь идет о том, кто будет первым. Нашим проектом вследствие этого уже энергично интересуются разные инвесторы, которые понимают, что кто первым увидит перспективное коммерческое применение, тот и снимет всю пенку. Но мы покуда крайне осмотрительно относимся к предложениям инвесторов".

Через два года исследователи уже планируют продемонстрировать свою модель в действии. Выглядеть это должно так: немного моделей летательных аппаратов совершат сложные маневры во момент совместного полета и ни разу не столкнутся.

"Когда такое понадобится в городах, мы предсказывать не беремся, но уверены, что по мере исследования найдем и другое коммерческое использование модели", - говорит авиатор - исследователь.


Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

будет, будет контролировать, будет заделываться, будет основана, будет применять, будет первым, Минтранс будет, Она будет, посредством будет, тоже будет


=============

=============












Продукты компании Iobit



ВСЕГДА НОВЫЕ ДРАЙВЕРА