Добавить в избранное

Просто космос! Какими камерами фотографируют на орбите

z-mini88
Самые удивительные и вдохновляющие фотографии делают не на Земле, а в сотнях и тысячах километров от её поверхности. Счастливчики, исполнившие мечту сделаться космонавтом, не вон взглянуть на звёзды и нашу планету сквозь видоискатель камеры. Мы узнали, как и чем снимают в космосе, а кроме того нашли местоположение с залежами бесплатных Hasselblad-ов

Оглавление

Вы, наверное, уже видели ролик, в котором астронавты с международной космической станции забавляются растворением шипучих таблеток в невесомости. Это одно из первых видео из космоса в высоком качестве, снятое камерой RED Epic Dragon, которая была доставлена на МКС ещё в январе.

Вообще видео из космоса – явление новое. Ранее, когда стоял отбор между доставкой фото- и видеоаппаратуры, последняя оказывалась не у дел по множеству причин. Во-первых, фотографии имели большую научную ценность. Надежность фотокамер была выше, да и отдавать материал на Землю было проще. МКС относительно недавно получила просторный канал связи с землей, позволяющий кроме прочей важной информации передавать и видео. А вот космическая фотосъемка постоянно ведется уже не единственный десяток лет, так что ее целиком разрешается выделить в отдельный жанр фотографии.

Фотоаппарат как космический мусор

Как шутил один мой знакомый, есть только одно место, где камеру Hasselblad позволительно забрать на халяву – поверхность Луны. Именно шведскому производителю посчастливилось стать официальным поставщиком съемочной техники для программы Апполон. Снимки, полученные с лунных Хассельбладов стали важнейшими документальными свидетельствами. Таких камер было несколько, они доставлялись на Луну в разное миг (с 1969 по 1972 год) и остались покоиться там, ибо их возвращение на Землю было бы уж очень затратным и рискованным. Сейчас там остается 12 фотоаппаратов.

Однако одна камера Hasselblad 500 все же вернулась на Землю и пару лет обратно ушла с молотка за 660 тысяч евро. Обладателем реликвии стал Терукадзу Фудзисава, основатель японской розничной сети Yodobashi Camera. Не факт, кстати, что эта сумма покрыла затраты на возвращение камеры с Луны.

Единственный фотоаппарат, вернувшийся с Луны на Землю

Важно понимать, что выбор техники для космоса – ход ответственный. Все снимки, за исключением изображений с космических телескопов и автоматических аппаратов, делались экипажем международной космической станции. Космонавт (или астронавт) не может схватить удобную для себя камеру и пользоваться ей в ходе миссии. Он только получает доступ к технике, уже имеющейся на станции, комплект которой медленно, но точно обновляется.

Фотокамеры Nikon на МКС в 2012 году (c) Donald Roy Pettit

Эра Hasselblad в космосе закончилась, в текущий момент там главенствует Nikon, имея соответствующие договоренности с NASA, JAXA и Роскосмосом.

Фотографы МКС

Доподлинно неизвестно, сколь как раз камер сегодня находится на Международной космической станции, но все они произведены Nikon и относятся к топовому классу. В разное пора на МКС завозились разные камеры. Из цифровых камер вначале доставлялись Nikon D1 и D100, затем в приказание экипажа поступили Nikon D2Xs, следом D3x и D3s. Последние полноценно используются и по этот день. Объективы на МКС покрывают фокусные расстояния от 18 до 800 миллиметров. Более того, на станции сохранился пленочный Nikon F5, тот, что другой раз применяется в научных целях. Проявляют пленку уже на Земле. С цифровыми камерами в этом плане занятие обстоит проще: количество снимков передается на землю по каналам связи, а все оригиналы возвращаются на картах памяти в специальных защитных боксах.

Nikon D3s и Nikon D2Xs в руках астронавта Дональда Петтита

Главная специфика состоит в том, что цифровую камеру никоим образом модифицировать не нужно – она превосходно работает в условиях невесомости. Правда, есть некоторые тонкости. Например, в распоряжении членов экипажа МКС есть камеры с отсутствующим инфракрасным фильтром. Одна из них сделана на базе Nikon D3s (во избежание путаницы логотип Nikon закрашен красным маркером) и употребляется в связке с обычной камерой для получения одинаковых снимков.

Съемка посредством иллюминатор – дело нехитрое. Самым сложным становится выбор нужного ракурса и выжидание подходящего момента. Например, во момент наблюдения восхода Солнца освещение весьма резво меняется. Нужно учесть облачность и прозрачность атмосферы – порой подходящих условий нужно ждать часами.

Камера в белом чехле отражается в шлеме астронавта

Съемка во час выходов в открытый космос также делается обычной камерой, истина она предварительно одевается в герметичный чехол белого цвета - это защищает камеру от чрезмерного нагрева под яркими лучами. Объектив же выбирается под конкретные задачи. Для фиксирования работ по ремонту МСК чаще всего используется широкоугольная оптика.

Подготовка к выходу в открытый космос (с) Федор Юрчихин

После работы все камеры, одинаково как и любые инструменты, во что бы то ни стало фиксируются специальными держателями или космической клейкой лентой. Иначе она запросто может повредить другое оборудование.

Съемка с МКС (c) Donald Roy Pettit

Кроме вольно используемых камер, на МКС есть и перманентно зафиксированные. Например, извне имеется подвижная камера на манипуляторе, которая используется для внешнего осмотра станции и пристыкованных кораблей. Также тот самый манипулятор используется для операций за бортом МКС, а управляет им человек, находящийся внутри станции.

Съемка с МКС (c) Donald Roy Pettit

Фотографу-астронавту сложно достичь неподвижного положения камеры – это главная сложность космической съемки. Сам фотоаппарат, конечно, не возбраняется зафиксировать, но станция всю дорогу находится в движении и чуть-чуть вибрирует, вследствие этого длинная выдержка для съемки объектов, расположенных на Земле, исключена.

Однако Дональд Петтит, имея вероятность свершить камеру неподвижной сравнительно МКС, неоднократно делал снимки с длинной выдержкой. Правда, и тут не обошлось без хитростей. Астронавт не мог вручить выдержку в немного минут, оттого он делал серию фотографий с экспозицией 30 секунд, а далее объединял их в единое изображение в графическом редакторе. Его работы стали одними из самых популярных фотографий из космоса.

Неполный комплект фототехники на МКС

На Земле нетрудно изготовить фотографию Млечного пути или более того отдельных созвездий, при всем при том в космосе, где звезды видны значительно лучше, таких фотографий никто не делал. Причина очевидна – на короткой выдержке снять звезды невозможно, а приобретение четкого изображения на длинной выдержке нереально по причине быстрого движения станции. Теоретически, хоть куда фото звездного неба разрешено было произвести с поверхности Луны, но этакий задачи перед членами лунных экспедиций не стояло.

Портрет Олега Артемьева на МКС, снято на GoPro

Ну и, конечно, космос нетрудно не мог устроиться без камер GoPro. Недавно в Instagram-аккаунте производителя был опубликован портрет российского космонавта Олега Артемьева, а еще чуток позже в Сети появилось длинное видео, показывающую работу экипажа на Международной космической станции.

Появление экшен-камеры на МКС может произносить только о том, что в будущем мы увидим еще больше детальных видеороликов из космоса. В отличии от зеркальной камеры, несколько GoPro можно закрепить на скафандре и документировать работу с открытом космосе вместе с тем с разных ракурсов.

Дилетанты в космосе

Как ни странно, съемка из космоса возможна даже при отсутствии многомиллионных бюджетов. По крайней мере, в 2012 год британец Адам Кедворт собрал простейший зонд из цифровой камеры за 30 фунтов (Canon A570), GPS-трекера и радиопередатчика и запустил его в космос с помощью воздушных шаров, наполненных гелием. За несколько часов самодельный аппарат поднялся на высоту 33 километра и сделал несколько снимков, после этого чего успешно вернулся на Землю, приземлившись в 50 километрах от места запуска.

Адам Кедворт
Адам Кедворт и его снимок из космоса

Роль корпуса играла ударопрочная компактная коробка, а GPS-трекер и передатчик помогли удачно отыскать устройство затем приземления. Общий бюджет опыта составил всего 200 фунтов стерлингов.

Космос в Сети

Интерес к космосу заново растет, как это было следом полета Гагарина и лунной программы США. Доставка камер RED и GoPro на Международную космическую станцию – безусловно, сильно важное событие, благодаря которым у нас появился новоиспеченный познавательный материал. И хотя официально об этом не сообщалось, можно не сомневаться, что полнометражный документальный кино о работах на МКС уже не за горами. А в то время как можно наслаждаться бесчисленным множеством качественных снимков из космоса.

Всем, кто хоть кот наплакал интересуется космосом непременно следует подписаться на аккаунт NASA в Instagram, на Роскосмос, а ещё на собственный блог космонавта Олега Артемьева, который в данный миг работает на МКС. Кроме того, вам определенно стоит забежать в твиттер Дональна Петтита, фотографии которого вы видели выше, а также бросить взгляд на коллекцию космических снимков итальянского космонавта Паоло Несполи на flickr и почитать ЖЖ Федора Юрчихина.

Комментариев: [0] / Оставить комментарий