Добавить в избранное





HashFlare

Концессия домашнего приготовления 100

Похоже, политическая элита полна решимости разрубить гордиев узел проблем, сплетенный кругом жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Суть заявлений, прозвучавших на недавнем Госсовете, посвященном проблеме ЖКХ, сводилась к тому, что без привлечения частных инвестиций при имеющихся реалиях это вряд ли возможно. По сути, как раз данному вопросу, как и узко связанной с ним проблеме обеспечения конкурентной среды на рынке услуг ЖКХ, Госсовет и был посвящен. Правда, особое внимательность уделили не столь тому, что делать, сколь тому, как это работать наиболее эффективно.

Незабытое старое

Стоит отметить, что задачу "привлечения частного коммерциала к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс при преимущественном сохранении публичной (муниципальной) имущества на коммунальную инфраструктуру" как одно из основных направлений экономических преобразований в ЖКХ России федеральное руководство формулировало ещё в 2004 году. Получается, этому важному, но тяжелореализуемому процессу быстро исполнится десять лет.

Тем не менее, судя по выступлению на том же Госсовете президента РФ Владимира Путина, аккурат в частных инвестициях руководство страны видит панацею от большинства бед в отрасли. Президент отметил, что увеличение тарифов больше чем в 40% регионов в этом году не превысил 7%. При этом фонды шибко изношены и только на первичное их восстановление требуется более 9 трлн рублей. Использовать только бюджетные средства неэффективно и недостаточно, потому необходимо привлекать в комплекс частные инвестиции. Но они минимальны - всего 8% годового оборота предприятий коммунального комплекса. При этом ЖКХ - большой рынок с оборотом 4,2 трлн рублей в год.

В продолжение темы глава администрации области Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко отметил, что оборот рынка ЖКХ составляет порядка 7% ВВП России и "только народ платит в год более 1 трлн 300 млрд рублей".

В целях увеличения привлекательности сферы ЖКХ для инвесторов губернатор Северной столицы предложил "обеспечить проведение открытых конкурсов на передачу коммунальной инфраструктуры частным операторам" (используя в качестве приоритетной формы отношений именно концессионные соглашения), а кроме того "рассмотреть вероятность упрощения правил предоставления гарантий субъектами Российской Федерации по возврату инвестиций путем их обеспечения собственностью на объекты централизованных систем коммунальной инфраструктуры и формирования источников для их возврата в составе тарифов на коммунальные ресурсы".

Таким образом, сущностью и главной целью ГЧП становится скорее создание более эффективной системы управления ЖКХ, чем без затей финансирование инвестиционных потребностей его инфраструктуры.

Плюсы и минусы

При соглашениях в формате ГЧП возникает строй позитивных факторов. Во-первых, появляются предпосылки для создания совместных предприятий и привлечения иностранных инвесторов, так как последние имеют преимущества в плане и опыта работы, и доступа к длинным дешевым деньгам западных банков и инвестиционных фондов. Во-вторых, ограничения по росту тарифов, озвученные президентом, вынуждают потенциальных концессионеров разыскивать возможности для снижения издержек, что неизбежно заставит их использовать инновационные подходы и иные, более результативные по сравнению с имеющимися управленческие решения. Это, в свою очередь, вызовет надобность привлечения сотрудников для работы с более сложной техникой, что потенциально решит и проблему с гастарбайтерами, так как дешевенький неквалифицированный работа станет менее выгодным.

При этом эксперты отмечают, что компенсацию инвестиционных затрат, направленных на модернизацию ЖКХ, разрешено переложить на потребителей без значительного повышения платежей, оттого что именно при концессии возмещение происходит на протяжении довольно длительного времени.

При этом эксперты фонда "Институт экономики города" отмечают: привлечение в монопольную отрасль частной компании, ориентированной на прибыль, заключает в себе полно рисков и угроз. Английская пословица гласит, что хуже монополии - только частная монополия. В этой связи значительно острее встает вопросительный мотив о силе, компетентности и беспристрастности регулирующего органа, тот, что должен, с одной стороны, разрешать коммунальному предприятию оставаться финансово устойчивым, а с прочий - противиться разнообразным уловкам частного бизнеса, нацеленным на изъятие монопольной ренты.

Кроме того, в случае перехода ЖКХ на концессионные соглашения формируется идеально другой правовой комплекс отношений между населением и теми, кто его обслуживает. Это уже не легко отношения "гражданин - государство" с присущими им привычными иждивенческими ожиданиями, где держава вечно должно и обязано, а отношения двух хозяйствующих субъектов.

Еще нужно учесть, что приход больших игроков будет значить и их большие возможности в области лоббирования своих интересов во власти, и поэтому, как бы ни декларировали открытость конкурсов, остается риск злоупотреблений. Причем как в процессе заключения концессионных соглашений, так и при их исполнении. А значит, тут самое широкое участие должно принимать общество, так как, во-первых, это касается всех и каждого, а во-вторых, происходящее по своему масштабу и значимости - чуть ли не самое революционное преобразование с момента здоровый приватизации. И настолько же масштабное по своим последствиям.

Учет и контроль

Также в своем выступлении на Госсовете Владимир Путин остановился на необходимости обеспечения прозрачности счетов на оплату коммунальных услуг, что требует создания информационной системы, позволяющей контролировать потребление и строй начисления платы за него. В целях же усиления контроля общества за процессами в сфере ЖКХ президент предложил "привлекать инициативных, неравнодушных людей к участию в процессах реформирования ЖКХ, созидать системы общественного контроля".

Правда, учитывая присущую большинству населения апатию, в то время как вряд ли стоит верить на активное участие домовладельцев как в создании ГЧП, так и в контроле за их деятельностью. Это подмечают и чиновники Жилищного комитета Петербурга, считая, что зачастую в проблемах с управляющими компаниями повинны собственники жилья, так как не хотят сами понимать в вопросах, являть инициативу, надеясь на "доброго дядю", который придет и все сделает за них - примет все решения, разберется в вопросе.

А оттого что в эти дни именно от собственников жилья зависит многое, в том числе принятие решения о текущем ремонте, которое, в свою очередь, влияет на габарит дальнейших коммунальных расходов. Они же при необходимости принимают вывод о замене управляющей компании, так как ключевой критерий оценки ее работы - соображение собственников. Они не настаивают на раскрытии информации о расчетах тарифов, а потому как это, по сути, центровой показатель того, что в деятельности управляющей компании нет злоупотреблений. Ведь при их отсутствии припрятывать нечего. Но собственники, к сожалению, зачастую выбирают ничего не предпринимать и только сетовать на действия управляющей компании, имея по закону все возможности для ее замены.

Стоит отметить, что, говоря о внедрении концессий, страна нисколько не снимает с себя ответственность за финансирование ЖКХ. Так, в течение 2013-2020 годов федеральный бюджет по госпрограммам модернизации коммунальной инфраструктуры предусматривает выделение средств в размере более 24 млрд рублей. Еще 15 млрд составит финансирование программ Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В этом смысле у бизнеса, который готов сделаться партнером государства, есть неплохие шансы на соинвестирование модернизации взятой им в концессию инфраструктуры.

В целом благодаря ГЧП органы власти могут отбояриться от забот по управлению процессом производства (а в случае концессии - и от забот по вложению инвестиций в соответствующие виды имущества) и сосредоточиться на регулировании отрасли, в том числе тарифном, и контроле за качеством предоставляемых услуг, в то период как приватный оператор, для которого данная занятие является профессиональной, будет выискивать пути ее оптимизации для обеспечения требуемого качества обслуживания потребителей. Это может вручить ощутимую выгоду местному сообществу в виде повышения качества предоставляемых услуг, а ещё доставить политические дивиденды местным властям.

Санкт-Петербург

HashFlare
Последние публикации по этой теме:
Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

жкх, жкх течение, жкх затей, жкх созидать, жкх президент, жкх разрешено, жкх инвесторов, жкх госсовет, жкх составляет, жкх суть