Добавить в избранное





HashFlare

Остановить тарифы 2011

Федеральная работа по тарифам сообщила, что все поручения президента по ограничению платы граждан за коммунальные услуги будут выполнены в срок. В понедельник Владимир Путин дал задание по ограничению роста платежей граждан за коммунальные услуги. В рамках совещания по вопросам ЖКХ он потребовал снизить тарифы в этой сфере в тех регионах, где они солидно и необоснованно выросли в последнее время. Президент доверил правительству в течение недели определить предельную планку роста тарифов по ЖКХ, отметив при этом, что в целом по стране увеличение не должен превышать 6% в год.

Основными причинами совокупного роста платежей граждан, озвученных президентом, являются не тарифные решения, а трансформирование нормативов потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за коммунальные услуги, а кроме того ввод нормативов потребления на общедомовые нужды, уверены в ФСТ. Помимо этого, принятие решений на 2013 год осуществлялось регионами в условиях отсутствия законодательно установленных полномочий по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги (федеральный закон от 26.12.2005 184-ФЗ потерял свою силу с 1 января 2012 года). При этом ФСТ России прежде предлагала сберечь функционирующий агрегат по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги.

Как напомнили в ФСТ, охват платы за каждую коммунальную услугу складывается из тарифа для ресурсоснабжающей организации и объемов потребления данной услуги, определяемых посредством приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, которые устанавливаются субъектами РФ. Тариф при этом находится под строгим контролем со стороны государства, а темпы роста тарифов услуг естественных монополий определяются правительством.

С учетом того, что во всех регионах тарифы на 2013 год были утверждены ещё в конце 2012 года, то вслед за тем принятия решения о предельном изменении платы граждан за коммунальные услуги возможны либо пересмотр тарифов, либо модифицирование нормативов, либо изменение схемы начисления платежей, либо объема выделяемых субсидий, связанных с расходами граждан на оплату коммунальных услуг. Федеральная служба по тарифам в настоящее момент готовит необходимую нормативную базу для реализации поручения президента, заключили в ведомстве.

Еще в декабре Министерство регионального развития определило, что "практика начислений оплаты ресурсов на общедомовые нужды непрозрачна, а вследствие того что дает вероятность для злоупотреблений", и с этим сложно спорить, говорит экономический обозреватель независимого форума Et-Trade Антон Голицын. Действительно, если осмыслить в схеме платежей, то получается, что, во-первых, есть региональные и есть федеральные нормы по коммунальным услугам. Во-вторых, есть сложные схемы расчетов платежей - прямо персональные коммунальные платежи и общедомовые.

К тому же постоянно наблюдается ситуация, когда одна и та же услуга, если она не поддается четкому расчету, включается в два платежа. Или же тарифы меняются с учетом в то же время и региональных, и федеральных требований. В результате по отдельным регионам подъем тарифов за предшествующий год превысил 100% к уровню 2011 года, хотя и 20-процентное повышение никак не укладывается в федеральную экономическую схему.

Так что, и правда, надобно смекать с прозрачностью схем платежей и расчетов, потому что заложенный правительством рост в 6% полностью должен провернуть коммунальщиков с экономической точки зрения.

Тарифная составляющая на самом деле не играет существенной роли в росте цен на ЖКХ, оттого что тарифы у нас жестко регулируются и едины в рамках особняком взятого региона, говорит старшой аналитик ИФК "Солид" Артур Ахметов. Другое занятие - нормативы потребления коммунальных услуг - они устанавливаются ресурсоснабжающими организациями особо для каждого дома в зависимости от количества проживающих, площади, среднемесячного потребления и т.д. И тут все зависит от расточительности самих жителей. Несмотря на то что граждане по всей стране масштабно устанавливают счетчики, чтобы оплачивать по тарифам, остается и немало тех, кто не привык экономить (ту же воду, например). Соответственно, им устанавливается большой норматив, а сама квартплата растет. Это во-первых. Во-вторых, в некоторых регионах в плату за услуги ЖКХ стали включать инвестиционную составляющую. При нынешней обветшалости всей инфраструктуры это, безусловно, важно. Но перекладывать на плечи граждан обновление того, что зачастую было создано еще в советское пора по старым технологиям, несправедливо. Наконец, в-третьих, значительная доля платы уходит на текущий ремонт. Контроль за выполнением данных работ несладко установить, оттого эти средства без затей оседают у управляющих компаний.

ФСТ объясняет, что основными причинами роста платежей граждан не являются тарифные решения, и с этим, безусловно, стоит согласиться, указывает и аналитик "Инвесткафе" Лилия Бруева. Нужно отчетливо разграничивать две плоскости: тарифообразование цен на ресурсы (энергия, тепло и вода) и собственно коммунальные платежи. Неуемный рост платежей связан с непрозрачностью установления нормативов и порядка начисления платы за ЖКУ. Эксперт полагает, что пересмотр тарифов в текущий момент не только не оправдан, но и приведет к полнейшей неразберихе. Пределы максимального прироста тарифов на электроэнергию и тепло на 2013 год установлены ФСТ еще в прошлом году (максимальная размерность прироста тарифов на тепло в текущем году составит немногим выше 13%, по электроэнергии наибольший прирост будет в среднем по регионам равен 9,3%), потом того как все компании, участники тарифной цепи, представили свои прогнозы по необходимой валовой выручке (НВВ) на текущий год. Так что повлиять на рост тарифов слова президента еле-еле ли смогут.

Скорее всего, регуляторы предпримут попытку изменения схемы начисления платежей или объемов выделяемых субсидий, связанных с расходами граждан на оплату коммунальных услуг, в тех регионах, где было заявлено о серьезных перекосах. Однако все это краткосрочные меры. Долгосрочная задача, которая позволит снижать тарифы, - это ограничение необоснованного завышения собственной выручки местных (территориальных) снабжающих организаций. Для этих целей необходимо проводить постепенную консолидацию тепло- и электросетей, и тот самый ход уже идет, но сильно медленно. Рост тарифов ЖКХ с учетом колоссального износа территориальных мощностей, в особенности сетевых, в тепло-, водо- и электроснабжении, неминуем, и в ближайшие годы его установить не удастся с учетом постепенного ухода от перекрестного субсидирования населения. Поэтому задача роста тарифов ЖКХ во многом структурная, и по-другому как пересмотром правил тарифообразования и распределения выручки внутри тарифных "котлов" ее не решить, но это вопросительный мотив нескольких лет.

HashFlare
Последние публикации по этой теме:
Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

тарифов, роста тарифов, тарифов жкх, рост тарифов, прироста тарифов, пересмотр тарифов, тарифов услуг, тарифов либо, тарифов текущий, тарифов предшествующий