Добавить в избранное





HashFlare

Формула не поможет 16563

В ближайшее пора на заседании правительства РФ должен быть рассмотрен законопроект "О страховых пенсиях", тот, что изменит строй их расчета,- та самая новая пенсионная формула, энергично обсуждающаяся в последние месяцы. После одобрения правительством законопроект должен тронуться в Госдуму и, по идее, быть принят этой осенью - совместно с бюджетом на 2014-2016 годы. Однако легкой судьбы у пенсионной формулы, похоже, не будет. Интересно, что в социальном блоке правительства всю дорогу повторяют, что свежий порядок расчета страховых пенсий со всеми согласован и всех устраивает - об этом, например, на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) заявляла вице-премьер Ольга Голодец. Позже министр труда и социальной защиты Максим Топилин добавил, что осталось только более точно определить положения по трансфертам из федерального бюджета, "но они носят технический характер". Однако на самом деле кругом пенсионной формулы кипят баталии - с рядом ее положений не согласны профсоюзы и работодатели, эксперты видят в новом порядке расчета пенсий страсть сколько рисков, наконец, есть информация, что вопросительный мотив с трансфертами нисколько не технический, а ключевой для Министерства финансов. Поэтому неудивительно, что без малого разом затем заявления, что с новой формулой все согласны, Ольга Голодец сделала оговорку: к формуле ещё "придется возвращаться". Так что, скорее всего, более того если законопроект в том виде, в каком его в текущее время дорабатывает Министерство труда, пройдет руководство и Госдуму, в будущем он будет переработан. Применяться новая формула начнет в 2015 году, но все ее последствия на себе ощутят те, кто начнет вылезать на пенсионную выплату в середине 2020-х годов.

Тунеядцам - бой

Цель новой формулы - свершить пенсионную систему больше сбалансированной, то есть привести ее расходы в соответствие с ее доходами. Для этого Министерство труда собирается больше требовать с людей, которые хотят быть включенными в систему страховых пенсий.

Суть формулы вкратце такова. Пенсионные права граждан будут накапливаться в баллах. Право на трудовую пенсию "стоит" 33 балла. Заработать самое меньшее можно, работая 30 лет с зарплатой не менее 1 МРОТ, или 15 лет - но с зарплатой 2 МРОТ. Если рабочий стаж будет ниже 15 лет, права на трудовую пенсию джентльмен не получает, его удел - социальная пенсионная выплата по старости. Таким образом, Минтруда хочет турнуть из системы тех, кто заплатил сверх меры немного взносов или чересчур негусто работал (см. "Мы даем людям сигнал: работайте легально, зарабатывайте больше!").

Стоимость балла будет определяться ежегодно путем простого деления суммы всех доходов Пенсионного фонда России (ПФР), охватывая трансферты из федерального бюджета, на сумму накопленных всеми пенсионерами баллов. В Минтруда уверяют: прямо в законе будет записано, что при этом ежегодно цена балла должна увеличиваться, причем как самое малое на габарит инфляции. Однако каждый переход к условным показателям вызывает логичное недоверие. "Как разрешается загодя знать, каким будет коэффициент? Это в текущий момент правительство утверждает, что он будет расти, но никому не известно, что сквозь 10-20 лет будет с экономикой, инфляцией, занятостью, демографией, наконец,- сомневается генеральный босс Национальной пенсионной ассоциации Анатолий Рабинович. - И как бы длительно дядя ни работал, сколь бы ни зарабатывал, к моменту выплаты пенсии он может попасть с символической суммой. Более того, общественности не представлены оценки размера пенсии по новой формуле для разных зарплат, стажа, регионов, отраслей, размера доплат до прожиточного минимума пенсионера".

В части же увеличения доходов пенсионной системы предполагается постепенное повышение потолка, с которого уплачиваются страховые взносы. Сейчас тот самый потолок - заработная плата величиной 568 тыс. рублей в год. С зарплат меньше этого размера предприятия платят за своих работников 22% страховых взносов в ПФР. Если получка выше, то все, что превышает потолок, облагается ставкой 10%. При этом пенсионные права у работника формируются также в пределах потолка. Иными словами, люди с зарплатой 50 тыс. рублей и 100 тыс. рублей в месяц сегодня могут полагать на на практике одинаковую пенсию. Минтруда хочет исправить эту несправедливость, в то же время увеличив взносы в пенсионную систему. К 2021 году потолок поднимается практически втрое - до 1,88 млн рублей в год.

Плохо быть бедным

Нынешний сравнительно маленький потолок для взносов в ПФР преследовал определенные цели: во-первых, давал коммерциалу вероятность экономить на взносах за высокооплачиваемых сотрудников, во-вторых, стимулировал, пускай и в неявном виде, самых богатых россиян копить на пенсию самостоятельно. Теперь же теория поменялась, и это будет иметь в распоряжении важные последствия. "Предлагаемое повышение размера предельного заработка для обложения его взносами к 2021 году подразумевает, что эта база вырастет до 2,3 от средней зарплаты по стране, - комментирует новую формулу шеф Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП, член РТК Елена Феоктистова. - Это довольно большой порог, и не только потому, что повышается нагрузка на бизнес. Это осложняет положение тех работников, кто получает не крайне высокие зарплаты, потому что соотношение между их зарплатой и предлагаемой базой становится больше, а их персональный пенсионный коэффициент - а значит, и охват пенсии - уменьшается".

То есть новая пенсионная формула основательно увеличивает разницу в размере пенсий у разных групп населения, при этом высокооплачиваемые работники скорее выиграют, а вот низкооплачиваемые скорее проиграют. "Все прекрасные результаты новой пенсионной формулы демонстрируются на заработных платах выше средней по стране. Но для размеров заработных плат ниже средней новая формула снижает размер пенсии, если работнику назначается пенсия в общеустановленном пенсионном возрасте. Выиграют 15 процентов населения, остальные проиграют", - категорична эксперт Центра стратегических разработок Татьяна Омельчук.

Разработчики концепции новой формулы не отрицают, что низкооплачиваемых граждан нет в числе бенефициаров от нового порядка расчета пенсий, и считают это справедливым. "Для устойчивости пенсионной системы необходима уплата взносов в минимально приемлемом размере, и необходимо действовать это максимально равномерно, - сказал "Эксперту" замдиректора Института социального анализа и прогнозирования Академии народного хозяйства Юрий Горлин. - Пенсионный фонд провел расчеты для разных зарплатных и стажевых групп, чтобы сравнить пенсию, рассчитанную по действующей модели и по новой. Для всех зарплатных групп с зарплатой выше, чем 0,7 от средней по стране, при всех стажах пенсия в разной степени, но оказывается больше по новой формуле. Работники с относительно невысокой зарплатой (в диапазоне от 2 МРОТ до 0,7 от средней по стране) будут обладать возможность обрести более высокую пенсию при стаже более 25 лет".

Кстати, сейчас зарплату меньше 2 МРОТ (меньше 10 400 рублей в месяц) получают примерно 13% населения (см. график 1). В действительности же в регионах, как говорилось на заседании РТК, встречаются зарплаты и ниже 1 МРОТ. Такие люди, даже отработав 30 лет, рискуют не зайти в систему трудовых пенсий.

Взносы, которые уплачиваются в пенсионную систему за тех, кто в нее в итоге не войдет, позволительно сказать, чистый барыш Пенсионного фонда. Но нетрудно просчитать последствия, которые повлечет возможное изъятие низкооплачиваемых граждан из системы трудовых пенсий. Как только они поймут, что есть вероятность, проработав годы, остаться в старости только с социальной пенсией, оттого что порог входа так и не преодолен, они перестанут действовать вообще. В теории это, конечно, станет для работодателей поводом вознести зарплаты, но на практике может повлечь за собой еще более серьезный, чем сейчас, дефицит кандидатов на непрестижные и низкооплачиваемые места - санитарок в больницах, нянечек в детских садах и т. д. "Мы согласны с тем, что минимальный трудовой стаж поднимается с пяти до 15 лет. Однако, работая 15 лет, но получая низкую зарплату, мужчина может и не набрать минимальных 33 баллов для вступления в пенсионную систему и, соответственно, очутиться исключенным из нее. Это недопустимо, трудовая пенсия при отработанном минимальном стаже должна быть", - полагает Рабинович из НПА.

Отказаться от пенсии

Сегодня обычный стаж выходящих на пенсию людей составляет 34 года, и лишь менее 5% пенсионеров имеет стаж меньше 15 лет. Но надобно понимать, что нынешние пенсионеры навалом лет работали в СССР, где была статья за тунеядство, и трудовая книга хотя бы "лежала" где-нибудь для порядка. "Мне не нравится избыточный акцент, который в новой пенсионной формуле делается на трудовой стаж, - говорит ведущий академический работник Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Оксана Синявская. - Да, сильно существенно стимулировать людей вкалывать дольше и больше. Но сообща с тем воспрещено упускать из памяти о том, что в современной экономике усиливается разнообразие форм и условий занятости, растёт доля так называемой нестандартной занятости, а в рамках жизни отдельного человека траектория занятости становится все более прерывистой. Поэтому не разрешено дискриминировать людей, которые по разным причинам не могут трудиться на условиях полной формальной занятости всю свою жизнь, если они готовы в успешные моменты своей трудовой жизни уплачивать в систему больше, чем другие. Нынешняя организация делает акцент на уплаченных взносах, предлагаемая новая - на стаже, и, на мой взгляд, это возврат в двадцатый век".

Отдельный вопрос - стимулирование более позднего выхода на пенсию. В формуле для этого заложены особые повышательные коэффициенты. Отказавшись оформлять пенсию в срок и проработав еще пять лет, граждане могут повысить свою пенсию за счет этих коэффициентов эдак в полтора раза. По расчетам Минтруда, соблазниться таким предложением могут грубо 20% пенсионеров. Кстати, ныне работающих пенсионеров в стране - 14 млн человек. При этом, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, большинство тех, кто совмещает работу с получением пенсии, заняты в государственном секторе на низкооплачиваемых рабочих местах.

При этом оформленная пенсия перерассчитываться не будет. То есть если пенсионер работает и получает пенсию, то взносы, которые работодатель платит за него, уже не формируют его пенсионные права, а становятся еще одним "чистым доходом" системы. Работодатели, разумеется, против. "В правительстве считают, что таким образом стимулируется более припозднившийся выход на пенсию. Но стимулировать разрешено и иным способом, - говорит Елена Феоктистова из РСПП. - Если за работающих пенсионеров продолжают уплачиваться взносы, то у них должны накапливаться пенсионные права и с учетом этих прав расти пенсия. Считаем, что в закон необходимо подключить норму о порядке перерасчета пенсий работающим пенсионерам. Альтернативный вариант - отмена страховых взносов в ПФР за эти категории работников, но это вряд ли может учинить правительственную сторону".

 046_expert_39.jpg Рисунок: Игорь Шапошников Рисунок: Игорь Шапошников

Табу на возраст

К сожалению, при всех попытках усилить в новой формуле доходы пенсионной системы основные проблемы этой системы остаются нерешенными. Первая и основная - дисбаланс, который вносит чрезмерно невысокий пенсионный возраст (мало кто помнит, что отметки 55 и 60 лет для женщин и мужчин сообразно появились еще до войны), и огромное цифра досрочников (примерно произвольный третий россиянин выходит на пенсию досрочно).

Чтобы в выигрыше оказались все без исключения будущие пенсионеры, необходимо энергично реализовывать оптимизационные меры, отмечает Юрий Горлин: приподнимать пенсионный возраст, более энергично реформировать систему досрочных пенсий. "Если вы спросите лично меня про досрочников, то я вам скажу, что этот институт нужно понемногу реформировать, чтобы компенсировать негативные последствия от условий труда посредством зарплату, а не через пенсию, - добавляет Горлин. - А повышение в перспективе пенсионного возраста (например, позже 2020 года) - это объективно потребный шаг для повышения эффективности пенсионной системы. Естественно, это надо совершать постепенно, к примеру на три месяца в год. На сколько взметать пенсионный возраст и выравнивать ли его поэтапно для женщин и мужчин - это вопросы, требующие отдельного обсуждения. И чем раньше приступим к общественному рассмотрению этих вопросов, тем лучше".

Сейчас правительство сознательно наложило табу на тему любого повышения возраста выхода на пенсию - даже для тех, кто только начинает работать. "Экономический результат от этого будет излишне маленьким, а социальное натуга - неоправданно большим", - объяснил "Эксперту" источник в правительстве. Но чем дольше откладывается эта тема, тем сложнее подсоблять размер пенсий на приемлемом уровне. "Вариантов сокращения пенсионных расходов весьма мало: или как-то сдерживаем подъем числа пенсионеров - то есть реформируем досрочные пенсии и повышаем возраст, или шибко снижаем индексацию пенсий, - говорит Оксана Синявская. - Повышать тарифы отчислений, чтобы увеличить доходы пенсионной системы, в России уже невозможно. На мой взгляд, оптимально выискивать комбинацию умеренной индексации и повышения фактического пенсионного возраста. Но почему-то окончательный вопрос в правительстве всю дорогу рассматривается как политически неприемлемый, что, как мне кажется, является большим преувеличением".

Число женщин в возрасте от 55 до 59 лет сейчас составляет в России приблизительно 5,8 млн человек. Очень резкий расчет показывает, что, даже подняв пенсионный возраст для женщин всего на три года, до 58 лет, не возбраняется ежегодно экономить 430 млрд рублей. "Эксперт" уже во всех подробностях разбирал тему повышения пенсионного возраста и выяснил, что и ученые-демографы, и медики уже давнехонько за таковой вариант (см. "Эксперт" 13 за 2012 г.). Социальное напряжение, которого так боятся в правительстве, вызвано нехитрый вещью: общим низким уровнем и, главное, качеством жизни пенсионеров. Поэтому повышение возраста целиком может быть - оно легко должно сопровождаться комплексом мер по улучшению жизни пенсионеров: ростом пенсии (что будет совершенно реально при повышении возраста), программой специального медицинского обслуживания для пожилых.

Секретарше директора придется поработать

Зато, похоже, сдвинулось с мертвой точки занятие с досрочниками: с этого года работодатели, которые имеют рабочие места с вредными условиями труда, дающими право на досрочную пенсию, уже платят в ПФР прибавочный тариф. В будущем они смогут перечислять эти дополнительные монеты в частные НПФ - по сути дела количество досрочных пенсий будет выведена из ПФР в дополнительное пенсионное обеспечение. А так как у крупных компаний, нефтяных и металлургических, давно есть свои НПФ, этот вариант может угодить для них достаточно привлекательным. "Необходимо реформировать систему досрочных пенсий, причем по-разному приближаться к разным профессиям, - резюмирует Анатолий Рабинович. - На мой взгляд, если шахтер выходит на пенсию досрочно, это разумно. А если секретарь у начальника шахты - то нет. Досрочные пенсии для творческих специальностей, сотрудников здравоохранения и образования (а последние - это гигантские по количеству категории бюджетников) с точки зрения разумного обоснования, социальной справедливости и дефицита бюджета никак не оправданны. Необходимо пересмотреть списки 1 и 2 (перечни льготных профессий, дающие право выходить на пенсию досрочно. - "Эксперт"), которые давно устарели".

Наконец, если возвратиться к теме доходов, то возникает еще единственный вопрос: отчего при балансировке пенсионной системы не рассматриваются никакие иные источники, помимо взносов? Да, система страховая, но раз в ней все одинаково присутствуют трансферты из федерального бюджета, то зачем бы не поискать новые источники наполнения этого бюджета? Раньше многие эксперты называли оптимальным источником пополнения ПФР приватизацию. Продажа госимущества идет довольно тяжело, но полностью вероятно создать перераспределение средств от богатых к бедным - вернее, от сверхбогатых к пенсионерам. Скажем, направлять в ПФР налоги со сверхдорогой недвижимости и автомобилей. Минэкономразвития предлагает мнить объектами роскоши недвижимость площадью от 1000 квадратных метров и автомобили мощностью свыше 200250 л. с. В России в прошлом году было продано 187 тыс. автомобилей премиального класса, то есть подпадающих под эту категорию. Да и налогооблагаемая база для налога на роскошь, судя по коттеджам в Подмосковье, достаточно велика.

Подтолкнуть пенсионную систему к качественным изменениям кроме формулы могла бы такая неочевидная сейчас для многих вещь, как передача пенсионных накоплений в имущество самим гражданам или хотя бы их большее вовлечение в ход уплаты взносов. Сегодня взносы платят работодатели, собственником уплаченного (в том числе и взносов в накопительную систему) является Российская Федерация, а граждане зачастую даже не представляют, какова размерность этих взносов, куда они идут и на что можно планировать следом выхода на пенсию. Есть и более радикальные предложения - произвести собственностью граждан вообще все взносы, уплаченные в страховую систему. "Только в таком случае, на свой взгляд, граждане будут активными ее участниками, а держава будет не на словах, а на деле согласовывать свои действия с застрахованными лицами, т. е. с гражданами страны, - утверждает Анатолий Рабинович из НПА. - Мы будем достигать того, чтобы Конституционный суд РФ признал, что пенсионные накопления граждан должны являться собственностью гражданина, а не государства".

HashFlare
Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

пенсию, выхода пенсию, пенсию досрочно, выходит пенсию, трудовую пенсию, пенсию счет, пенсию срок, пенсию уже, пенсию есть, пенсию самостоятельно