Добавить в избранное





HashFlare

Непростые пенсионные гарантии 193

Сентябрь 2013 года был богат событиями на пенсионном рынке. Во-первых, индустрия начала действовать с новым регулятором - Центробанком. Во-вторых, Минфин обнародовал планы тотальной проверки новым регулятором финансовой устойчивости действующих негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в преддверии их вхождения в гарантийную систему пенсионных накоплений. В-третьих, участники рынка узнали, что для доступа в эту систему им придется ещё и в срочном порядке акционироваться. И покуда этого не произойдет, приток новых средств в фонды будет приостановлен, а накопления клиентов НПФ будут оставаться под управлением ВЭБа. Чиновники объясняют все происходящее заботой об интересах будущих пенсионеров, цифра которых в системе НПФ превышает 20 млн человек, а по итогам 2013 года прирастет еще на 5-6 миллионов. Однако в своем стремлении экстренно совершить пенсионный рынок надежным и прозрачным власти могут встретиться с побочными эффектами этих мер. Внезапно возникший комплект новых условий снизит заинтересованность и без того немногочисленных инвесторов пенсионного бизнеса: до сих пор стратегии большинства фондов предполагали приток активов на счета существующих клиентов, и на этом базировалась экономика вложений в формирование фондов. С иной стороны, маневр с замораживанием средств в ВЭБе противоречит желанию миллионов будущих пенсионеров, которые хотели бы вывести средства из-под управления ВЭБа.

Система для избранных

Гарантийная организация остро необходима пенсионному рынку. За скорейшее создание общего страхового механизма выступило большинство руководителей НПФ, опрошенных "Эксперт РА" в рамках проекта "Будущее пенсионного рынка" весной 2013 года.

Мотивы пенсионных топ-менеджеров понятны. С одной стороны, привлекать пенсионные накопления граждан позволительно и без таковый системы. Введение новой пенсионной формулы и перевод страховой части пенсии на балльный учет вместо формирования обязательств в деньгах - уже достаточный резон для убеждения людей вывести средства из ПФР в НПФ. Однако для того, чтобы люди приходили в НПФ, не спасаясь от обнуления своих накоплений в ПФР, а сознательно, для формирования будущей пенсии, фонды должны сделаться в глазах клиентов надежными, как банки. А надежность банков в глазах клиентов - это в первую очередность участие в системе страхования вкладов. Поэтому без общего для рынка гарантийного механизма развитие частного пенсионного сегмента обречено.

Однако выступая за создание гарантийной системы, НПФ вряд ли рассчитывали на весь сопутствующий комплекс мер, тот, что финансовые регуляторы планируют реализовать в рамках этого процесса. Как правило, предметом дискуссии и споров по поводу гарантий был вопрос, кто и за что должен оплачивать в рамках системы. Сама вероятность участия в системе считалась для фондов опцией по умолчанию. Сейчас же речь идет о том, что до определения стоимости участия в системе фондам предстоит принять решение значительно больше серьезные проблемы.

Первая из них - подтверждение надежности. Скорее всего, ЦБ начнет с проверки качества капитала НПФ (имущества для обеспечения уставной деятельности, ИОУД). До сих пор требований к качеству активов, формирующих доход НПФ, не существовало, оттого часто ИОУД фондов составляли неликвидные активы, ценные бумаги учредителей, а в худшем случае - векселя ООО-"пустышек". Теперь же разрешается дожидаться введения различных коэффициентов дисконтирования для некачественных активов. После этого отражать в отчетности необходимые для лицензии НПФ 100 млн рублей капитала станет сложнее. Особенно весьма эта мера может стукнуть по будущему мелких фондов, поддерживающих порядок ИОУД на грани лицензионного минимума, заставив их учредителей прикрыть фонд или постараться сбыть его.

Результатом расчистки капитала НПФ может стать сокращение количества лицензий до 70-80 с нынешних 124. Если же подход ЦБ к оценке надежности НПФ будет более комплексным, с введением требований к оргструктуре, с анализом систем риск-менеджмента, учетом рейтингов надежности, то круг претендентов на допуск к системе страхования пенсионных накоплений и нисколько сузится до 40-50 фондов.

Таблица 1: Ренкинг крупнейших НПФ по объему собственного имущества на финал 1 полугодия 2013 года

Таблица 2: Ренкинг крупнейших НПФ по объему пенсионных накоплений на конец 1 полугодия 2013 года

Из инвесторов в акционеры

Из доставшейся НПФ организационно-правовой формы некоммерческих организаций (НО) учредители и инвесторы фондов научились извлекать конкурентные преимущества. В 1990-е крупные корпорации за счет вкладов в ИОУД фондов экономили на налогах. В 2000-е строй корпоративных фондов стали аналогами трастов: на них были заведены крупные пакеты акций компаний и банков, позволяющих порвать цепочку между компанией и ее бенефициарными владельцами, так как с точки зрения законодательства фонд и есть последний бенефициар.

Бурный увеличение сегмента обязательного пенсионного страхования привлек внимательность инвесторов к возможностям фондирования банков за счет средств пенсионных накоплений. В результате возле 20 фондов за прошедшие четыре года сменили инвесторов. Некоммерческая форма НПФ помогает чураться формальной аффилированности фонда, его "дружественной" управляющей компании и близкого к ним банка и размещать в нем средства НПФ в виде депозитов либо на брокерском счете.

Обязательное акционирование НПФ и замораживание на тот самый переходный отрезок времени новых поступлений пенсионных накоплений в ВЭБе может целиком перекроить рынок. Даже оставив за рамками все возможные юридические сложности с определением долей будущих акционеров фондов и их права, не возбраняется с уверенностью ждать отказа части инвесторов от развития своих пенсионных проектов.

Самые пессимистичные модели развития фондов, ориентированных на рынок обязательного пенсионного страхования, все же предусматривают приток активов по существующей клиентской базе. В расчете на этот денежный поток инвесторы вкладывали миллиарды рублей на привлечение застрахованных лиц из ПФР и ВЭБа. Теперь же, учитывая, что переходный период подготовки рынка к гарантийной системе может занять сколь угодно долгое миг (в качестве минимального срока называют два года), экономика инвесторов пенсионных фондов может не выдюжить этой паузы в доступе к управлению активами. Это значит, что остановится поток инвестиций не только на развитие сетей продаж фондов, но и на развитие инфраструктуры, а кроме того пилотные проекты по продвижению добровольных пенсионных накоплений. Без инвестиций частная пенсионная система так и останется пилотным проектом по снижению социальной нагрузки на государство, формированию долгосрочного инвестиционного ресурса в российской экономике, а ещё повышению благосостояния пенсионеров.

HashFlare
Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

нпф, крупнейших нпф, нпф объему, капитала нпф, нпф млн, нпф существовало, нпф виде, нпф помогает, нпф формы, нпф опрошенных