Добавить в избранное





Офшора не дождетесь


Время девять вечера, на пластиковых стульях примерно парусинового шатра-кафе расположилось дядя пять миллионеров из разных стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Рядом останавливается желтый автобус - бизнесмены покорно затаскивают свои чемоданы вовнутрь и встают, держась за матерчатые петли-поручни. На следующей остановке в автобус вваливается ватага молодежи, по салону распространяется устойчивый аромат алкококтейля "Ягуар". "У нас тут всего единственный час жизни нормальной в сутки, необходимо отколоться как следует", - один из волонтеров саммита АТЭС озвучивает свою программу действий на ближайшее время. Миллионеры втягивают головы в плечи. Их ждет жесткая койка в комнате общежития Дальневосточного университета стоимостью 750 долларов США за ночь.

На прошлой неделе остров Русский во Владивостоке на немного дней стал деловым и политическим центром Азиатско-Тихоокеанского региона. Саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) - первое действо такого масштаба, проводимое в России: русский Дальний Восток посетили примерно 800 руководителей крупнейших компаний Азии и Америки, а ещё 21 вождь экономик региона.

Форум АТЭС должен был явить региональному бизнесу, какой Россия может сделаться при напряжении всех возможных финансовых и организационных усилий, - некоторые деловые лидеры приехали в нашу страну впервые. В этом смысле опыт не удался - истратив 20 млрд долларов на сооружение инфраструктуры, российская край оказалась не в состоянии создать ее нормальную работу. "В России, как известно, две проблемы, дураки и дороги, с дорогами вы справились, но остались дураки, которые ими управляют", - раздраженно кинул "Эксперту" один из самых авторитетных мировых инвесторов, сооснователь Quantum Fund Джим Роджерс. "В этом году в первый раз в жизни я задумался об инвестициях в Россию, но не благодаря этому саммиту", - заключает он.

Однако организационно-логистический хаос не помешал содержательной дискуссии на высшем уровне и заключению ряда важных инвестиционных сделок с участием российского бизнеса.

Антикризисные меры, влага и резервные валюты

На пленарном заседании саммита в пятницу президент РФ Владимир Путин заявил, что изредка протекционизм бывает уместным, и предложил столковаться о мерах поддержки своих предприятий в случае возникновения кризисных явлений в экономике. "Нужны ясные и понятные, прозрачные правила принятия решений. Мы должны... достичь договоренности о допустимом уровне защитных мер для сохранения рабочих мест в отрезок времени кризиса", - подчеркнул президент.

Кроме развития торговли и инвестиций в странах АТЭС в первостепеннный же день саммита бизнесмены и чиновники обсудили две важнейшие проблемы, которые занимают без малого всех обитателей региона: нехватку еды и воды. "Несколько лет обратно люди считали, что вода, почва и воздух будут всегда. Это не так. На Земле только 2,5 процента от общего количества воды является питьевой", - напомнил президент Чили Себастьян Пиньера. Тут, кстати, Россия со своими водными ресурсами может угодить в выигрыше, и, возможно, мысль создания биржи воды, которая не так давнехонько появилась в среде финансистов, в конце концов будет реализована.

Примерно такие же возможности России, похоже, сулит обстановка с продовольствием. Вопрос о том, как собирается РФ сражаться с проблемой нехватки еды в мире, задали более того Владимиру Путину. "Во времена СССР обрабатывались значительно большие площади, чем сейчас, но тогда наша держава была чистым импортером зерна, - напомнил президент. - У нас даже порты могли только принимать зерно, но не способны были его отгружать". Сейчас же Россия экспортирует зерно, на практике на сто процентов отказалась от импортного мяса птицы и в настоящее время бойко развивает свиноводство. Впрочем, есть и ещё один резерв: президент WalMart Asia Скотт Прайс напомнил, что больше трети еды теряется между отгрузкой ее производителями и доставкой конечному потребителю. Российские транспортники не знают точных цифр, но признают, что из-за долгой растаможки и обработки грузов в портах весьма страдают скоропортящиеся товары.

В своем выступлении Путин особенно отметил важность развития железнодорожного транспорта для превращения нашей страны в полноценную транзитную державу. "Сейчас Россия перевозит по железной дороге больше, чем перевозили в пиковые моменты в Советском Союзе", - заявил президент, признав, что мощностей все одинаково катастрофически не хватает. По словам председателя Делового консультативного совета организации (ДКС), главы совета директоров группы "Сумма" Зиявудина Магомедова, принявшего участие в дискуссии по поводу развития инфраструктуры, "каждый процент торговли между Европой и Азией, проходящий сквозь российскую территорию", принесет нашей экономике порядка 1 млрд долларов США. По мнению российских бизнесменов, наиболее перспективными проектами в сфере транспортного инфраструктурного развития для всех государств региона позволительно считывать формирование транзита в Европу. Это потребует инвестиций в наземные перевозки в Западном Китае, развитие транзита посредством Транссибирскую магистраль, а кроме того через Северный морской путь, то есть согласованных действий России, Китая, а возможно, и ряда других стран АТЭС.

По оценке ДКС, обозначенной в письме лидерам экономик по итогам третьей сессии ДКС в Хошимине, на реализацию всех транспортных проектов понадобится 8 трлн долларов до 2020 года.

Еще в ходе строительства мост через бухту Золотой Рог стал любимой достопримечательностью владивостокцев expert_818_067.jpg Фото: AP Еще в ходе строительства мост через бухту Золотой Рог стал любимой достопримечательностью владивостокцев Фото: AP

Интересная дискуссия развернулась на форуме по вопросу мировых валют. Глава ВТБ, председатель Делового саммита АТЭС Андрей Костин заявил, что потрясения в важный экономике негативно сказались на стабильности традиционных мировых резервных валют. Многие страны стремятся перескакивать на расчеты в национальных валютах, и это дает шанс новым валютам на выход на региональный или даже мировой уровень.

"Китай, как один из наиболее активных участников мировой торговли, на мой взгляд, вправе претендовать на повышение статуса юаня до мировой резервной валюты", - сказал Костин. Есть шансы и у рубля. "На мой взгляд, естественно, что через какое-то миг целковый может быть использован как региональная резервная валюта на пространстве СНГ и в дальнейшем и в АТР", - добавил он.

Формат саммитов АТЭС подразумевает скорее дискуссионную площадку высокого уровня, чем место, где принимаются конкретные решения, тем более что по уставу организации они могут быть только консенсусными - то есть должны заполучить согласие всех 21 стран-участниц. И все же одно такое вывод во Владивостоке было принято. В минувшую пятницу министры стран АТЭС одобрили сокращение таможенного тарифа на 54 вида "зеленых товаров" до 5% и полное упразднение его в 2015 году (сейчас в некоторых странах он достигает 30%).

Под экотоварами в АТЭС понимают продукцию, применение которой приводит к сохранению и улучшению окружающей среды. Это системы мониторинга состояния окружающей среды, измерительные приборы для контроля качества воды и воздуха, ветрогенераторы переменного тока. Список экотоваров и условия снижения тарифов не могли согласовать в течение десяти лет. Главными сторонниками этой инициативы были США и Россия, списки которых включали сообразно из 200 и 180 позиций, а жестче всех противился Китай, настаивая на минимуме из 20 пунктов.

Инвестиционные сюрпризы

На Деловом саммите АТЭС подводится результат многочисленным встречам в течение года и намечаются направления работы в году следующем. На нем лидеры экономик "в прямом эфире" отчитываются перед представителями коммерциала и объясняют им те или иные решения. На этот раз основными темами форума стали инициативы, продвигаемые российскими представителям ДКС в течение всего года: трансфер технологий, региональная интеграция, продовольственная безопасность, совершенствование транспортной инфраструктуры

Туризм - направление, на инвестиции в которое российская сторона шибко рассчитывает. Так, глава администрации области Приморского края Владимир Миклушевский в ходе саммита заявил, что крупные игроки в туристической сфере из стран АТР, в том числе из Сингапура, уже проявили заинтересованность к созданию в Приморье курортной зоны. "Мы ставим целью через пять-десять лет обрести поток путешественников в 10-20 миллионов мужчина в год, на меньшее мы не согласны", - заявил Миклушевский. Теперь, когда у Владивостокского аэропорта есть две взлетно-посадочные полосы, а у края современные автодороги, это возможно, надеется губернатор.

Специально к саммиту приурочили несколько заявлений о конкретных проектах. Mazda и "Соллерс" на неделе саммита открыли близкое СП во Владивостоке, деревопереработчик "Илим Палп" и его партнер International Paper объявили, что их план "Большой Братск" (модернизация деревообрабатывающего завода в Братске) уже готов к запуску.

Было объявлено на саммите и о принципиально новых сделках: Российско-китайский инвестиционный фонд, созданный на паритетных началах Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Китайской инвестиционной компанией, приобрел за 200 млн долларов долю во второй в России деревообрабатывающей компании РФП Групп (на полученные капиталы РФП построит Дальневосточный середина глубокой переработки древесины). Группа "Сумма" подписала соглашение с организацией "GS1 Россия" о развитии в нашей стране стандартов GS1, в первую очередность так называемой радиочастотной идентификации, RFID (чипирование грузов, которое помогает в разы быстрее обрабатывать их). Амбиции "Суммы" в этом отношении велики: ее мишень - соорудить RFID обязательной в России, то есть вывести эту идею на правительственный уровень.

По словам гендиректора РФПИ Кирилла Дмитриева, хотя инвесторы во всем мире сегодня затаились, но Россию они рассматривают как сильно перспективный объект. В свидетельство этой мысли Дмитриев рассказал об интересе австралийских инвесторов к проектам по создание хабов в аэропортах Казани и Уфы, а также о создании РФПИ совместно с крупнейшими мировыми фондами BlackRock, Templton и Goldman Sachs фонда Pre-IPO для инвестирования в российские компании.

Без преференций

Первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов пообещал, что в ближайшее час акценты во внешней торговле России будут смещаться в сторону АТР, так что через десять лет торговые потоки со странами региона будут больше, чем торговые потоки с ЕС. Однако бездумного открытия рынка для государств АТЭС не будет. Сейчас Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана готовится поставить подпись соглашение о свободной торговле с Новой Зеландией, но при этом вопросительный мотив конкуренции, например, в сельском хозяйстве рассмотрят крайне тщательно. "Мы будем открытым рынком, но необходимо понять, в каких секторах мы, в свою очередь, можем наличествовать и какие рынки мы можем получить", - предупредил Шувалов.

Россия не собирается заманивать иностранных инвесторов искусственно, создавая для них иные правила игры, - это заявление Игоря Шувалов стало одним из самых важных на форуме. "На Дальнем Востоке не будет налогового офшора, даже если мы установим нуль процентов налоговую ставку, к нам никто не придет, в то время как мы не обеспечим неукоснительное соблюдение правил игры" - заявил Шувалов. "Инвесторам нравятся четкие, понятные вещи - например, цель снизить в пять раз пора растаможки, уменьшить в пять раз цифра документов, нужных для строительства", - вторит ему Кирилл Дмитриев. И это встречает постижение у инвесторов. "Да, я согласен с этим, "умным деньгам" не нужны преференции, им нужна прозрачность и понятные правила игры, я, например, ни в жизнь не буду инвестировать, если мне придется дарить взятки, ибо для покупки фьючерсов на рис они не нужны", - говорит Джим Роджерс из Quantum Fund. Год назад, по данным РФПИ, только четверть фондов прямых инвестиций собирались наращивать инвестиции в Россию, а весной этого года таких фондов было уже 48%. Так что и у Приморья, и у других российских регионов, похоже, впрямь хорошие шансы притянуть деньги.


Комментариев: [0] / Оставить комментарий

Keywords:

АТЭС, саммита АТЭС, стран АТЭС, АТЭС подразумевает, АТЭС Андрей, АТЭС будет, АТЭС первое, АТЭС должен, АТЭС озвучивает, АТЭС По


=============

=============












Продукты компании Iobit



ВСЕГДА НОВЫЕ ДРАЙВЕРА